закрыть

Как вас зовут?*

Ваш e-mail*

Текст отзыва

Добро пожаловать!
Вход    Регистрация

8-800-250-70-97
info@noobionic.ru

Функции и резервы мозга: легкий старт

ИНТЕЛЛЕКТ (ум) — способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ лежат в основе интеллектуальной (умственной) деятельности. Это наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и коммуникация, языковая и другая деятельность, выражение и применение знаний в подходящих для этого ситуациях. Часто используются также синонимы термина когнитивные функции: высшие мозговые функции, высшие корковые функции, высшие психические функции.

К когнитивным функциям относятся:

  • Память — способность усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию. Различают 3 вида памяти — кратковременную, которая длится 1-3 минуты, память на недавние события (длится 5-10 минут) и память на отдаленные события. Опросы показывают, что около одной трети лиц среднего возраста и 50% лиц старше 65 лет не удовлетворены своей памятью. Выраженные нарушения памяти на события жизни принято обозначать термином «амнезия».
  • Внимание — процесс, с помощью которого отбирается и затем обрабатывается информация. Выделяют непроизвольное (неволевое), произвольное (волевое) и послепроизвольное (сначала человек ставит цель, а потом уже заинтересовывается сам) виды внимания. Свойствами внимания являются: концентрация внимания, объем внимания, переключение, распределение, устойчивость и рассеянность внимания.
  • Речь — способность обмениваться информацией с помощью высказываний. Это одна из главных когнитивных функций. Нарушение речи обозначается термином «афазия».
  • Скорость мышления и обработки информации.
  • Интеллект — способность производить действия с усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
  • Умственная (интеллектуальная) работоспособность и продуктивность.
  • Психомоторная координация — согласованность мысли и действия.
  • Праксис — сложные целенаправленные движения. Это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки. Нарушение праксиса обозначается термином «апраксия».
  • Гнозис — узнавание и распознавание лиц, предметов, письма и др. Гнозис обеспечивает целостное восприятие действительности. Нарушения гнозиса принято обозначать термином «агнозия».
  • Счет и другие математические способности.
  • Пространственно-временная ориентация.
  • Способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Способность к обучению, формирование повседневных навыков.

Когнитивные реакции базируются на функциональных реакциях отдельных нервных клеток и зависят от их состояния. Умственная деятельность, как и любая другая, требует энергозатрат и соответствующего метаболического обеспечения.

Признаками когнитивного здоровья человека являются такие понятия, как реалистичность восприятия жизни, здравомыслие, способность к проблемной концентрации, адекватность самооценки, прогностическая компетентность.

От состояния когнитивных функций зависит умственное и физическое здоровье, а также качество и успешность жизни.

Возрастное ухудшение когнитивных способностей начинается приблизительно с 30-35-летнего возраста, однако наиболее значительные изменения происходят в возрастном промежутке между 45-60 годами.

Когнитивные нарушения являются одним из наиболее часто встречающихся неврологических синдромов в практике невропатологов и психиатров и врачей общей практики. Они проявляются нарушением памяти, речи, счета, пространственно-временной ориентации, снижением способности к абстрактному мышлению, признаками замедления мышления относительно индивидуальной нормы и другими.

Расстройства памяти и других когнитивных функций существенным образом сказываются на жизнедеятельности человека, нарушая его способность выполнять бытовые и профессиональные обязанности, приобретать новые знания и навыки, ограничивая возможность независимого существования.

НООТРОПЫ — это вещества, оказывающие специфическое влияние на когнитивные функции мозга, улучшающие память, облегчающие процесс обучения, стимулирующие интеллектуальную деятельность, повышающие устойчивость мозга к повреждающим факторам и т.д. Они повышают умственную работоспособность, снижают утомляемость, вызывают появление новых мотивов деятельности, положительных эмоций. Создавая когнитивный резерв, ноотропы позволяют продлить период интеллектуальной и физической активности человека, защищая его мозг от негативных воздействий и преждевременного старения.

Ноотропные эффекты вызываются действием конкретных химических или природных биологически активных веществ.

Ноотропными называются растения, в которых содержатся биологически активные вещества, улучшающие когнитивные функции. Биологически активные вещества пиявочного секрета тоже положительно влияют на нервные клетки.

Ноотропы показаны при нарушении когнитивных функций.

Главной особенностью применения ноотропных средств является возможность их использования в равной степени как для больных, так и для здоровых людей. Основная область применения ноотропов у здоровых людей — профилактика стрессогенных состояний и поддержание умственной и общей работоспособности. Их также применяют в педиатрической и гериатрической практике.